Cosultart banner

Главная > Библиотека > Юзабилити (Usability)  

Виртуальные помощники

Искусственный интеллект может изменить способы ведения бизнеса. Подробнее

Kaspersky Security Bulletin

В наши дни целевые атаки стали неотъемлемой частью ландшафта угроз. Подробнее

XML-фиды для видео

Пользователи часто ищут видео не только по названию, но и по другим параметрам Подробнее

Новый расчет тИЦ

8 июня произошло обновление алгоритма расчёта тИЦ. Подробнее

 

Юзабилити (Usability)

 
 

Юзабилити: наука или идеология?
Задача юзабилити — исследовать поведение пользователя и определять, что работает на его благо, а что не работает. Юзабилити также выступает в защиту прав пользователей и борется за простоту.
Оба аспекта юзабилити имеют свое право на существование, а разницу между ними следует очень хорошо понимать.

ЮзабилитиВ юзабилити присутствуют две стороны.

С одной стороны это методика контроля и обеспечения качества, которая помогает вам узнать, что в вашей системе работает на пользователя, а что — нет.

С другой — это система понятий, которая призвана обеспечить власть человека над тем, что он сам же и создал.

Обе стороны юзабилити имеют право на существование, но еще более важно — уметь различать эти две стороны и знать, когда и где их применять.

Юзабилити как наука

Экономист Арноль Клинг (Arnold Kling) недавно отобразил в цифрах, как выглядит исторический рост экономики. Для этого он прибег к весьма любопытной системе измерения: мешкам с мукой. Если подсчитать, сколько вы можете приобрести мешков с мукой на свою зарплату, то окажется, что средний работник сегодня производит ценностей в 450 раз больше, чем средний работник, живший в 1500 году. Клинг использует мешки с мукой для сравнения производительности потому, что это одна из немногих вещей, которая постоянно производилась и производится на протяжение долгого исторического периода, а ее потребительская стоимость осталась примерно той же, что была несколько столетий назад.

В общем, мнение Клинга заключается в том, что экономика — это самообучающаяся система. Это огромное увеличение в количестве производимых благ стало возможным благодаря постепенному накоплению знаний: мы шаг за шагом обучались делать то же самое еще быстрее, еще дешевле и еще эффективнее.

В свою очередь, каждое следующее улучшение было основано на предыдущих, что обеспечило непрерывный рост производительности труда.

Обучение происходит двумя путями: по науке и по Дарвину.

При научном методе мы придумываем гипотезу, а затем производим эксперименты, стараясь эту гипотезу опровергнуть. Если достаточное количество опытов не может опровергнуть нашу гипотезу, мы принимаем ее за теорию, а инженеры берут и изготавливают на ее основе новые товары.

Бизнес же работает все больше по Дарвину. Множество предпринимателей одновременно предлагают свои услуги по решению той или иной потребности покупателя. Большая часть этих предпринимателей выходит из бизнеса поскольку “невидимая рука” экономики отвергает их предложения.

Вне зависимости от метода процесс выглядит так — вы предлагаете решение, а затем проверяете, работает оно в реальной жизни или нет. Рабочие гипотезы становятся научными теориями; компании, сделавшие наиболее выгодное предложение покупателям, растут и развиваются.
Юзабилити в некотором роде это тоже проверка на соответствие реалиям.

До того, как начался процесс дизайна

На этом этапе используются такие методы юзабилити, как исследования на месте, исследования конкурентов. Они дают возможность дизайнеру определить направление, в котором движется реальный мир. Эти методы ближе к научному подходу “гипотеза-опыт”: вы выводите какие-то закономерности, а затем пытаетесь найти им подтверждение, наблюдая за реалиями, чтобы в дальнейшем пользоваться ими как путеводной нитью при создании наилучшего из возможных дизайнов.

После того, как закончился процесс дизайна

Здесь используются уже другие методы дизайна такие как, тестирование, наблюдение. Точно так же как предприниматели соревнуются друг с другом в том, чья бизнесс-идея лучше для покупателя, так и специалисты по юзабилити, показывают альтернативные варианты дизайна пользователям и определяют, какой из них работает лучше всего. Главное преимущество лишь в том, что тестирование бумажного прототипа вам обойдется дешевле, чем предпринимателю — основание целой компании.

Юзабилити старается объяснить поведение человека в сложных системах при весьма специфических обстоятельствах, и потому ее предсказания менее точны, чем предсказания таких полноценных наук, как физика, например. Посему юзабилити опирается в своих рекомендациях по большей части на прошлые эксперименты и опыт, чем на точные формулы.

Когда какая-то функция вызывает проблемы у множества пользователей на большом количестве сайтов, мы призываем отказаться от нее. И точно так же, если какой-то элемент дизайна срабатывает при различных обстоятельствах, мы рекомендуем пользоваться им.

Несмотря на такие различия, фундаментальный подход в юзабилити и в полноценной науке одинаков: наши выводы и рекомендации основаны на опытах и наблюдениях реального мира. Цель юзабилити проверять дизайн в реальных условиях и, принимая во внимание человеческий фактор, определять, что работает в дизайне, а что — нет.

Юзабилити как идеология

В то же самое время юзабилити является идеологией — это система веры в определенные права человека:

1. В право человека быть выше технологии, которую он сам же создал. Если между технологией и человеком возникает конфликт, меняться должна технология.

2. Право человека на управление. Пользователи должны понимать, что происходит, и должны иметь возможность контролировать результат.

3. Право человека на простоту. Пользователи должны работать с компьютером без особых усилий.

4. Право человека на свое время. Запутанные интерфейсы впустую тратят ценное время человека.

Эти права не всегда уважались. В 60-е годы большинство пользовательских интерфейсов требовали от человека подчинения себе. То же самое происходило с веб-сайтами в эпоху моды на “крутые и навороченные” сайты.

Если дизайнеры и менеджеры проектов не считаются с идеологией юзабилити, они и не считаются и с правилами юзабилити. Согласитесь, если вы не хотите, сделать что-то проще, то вы не будете и думать о том, как это сделать проще.

Чем больше вы проявляете уважения к человеческим правам, тем счастливее вы делаете людей, и тем лучше становится наш мир.

Впрочем, сия философия не достаточно убедительна для большинства “людей в черном”, подписывающих чеки. К счастью Веб дает замечательный стимул обратиться к юзабилити даже тем, кого интересует только итоговая строчка в годовом сводном балансе: если вашим сайтом трудно пользоваться, пользователи просто уйдут с него.

В среднем веб-сайты, улучшившие свое юзабилити, увеличивают свои продажи (или отдачу в целом) в два раза. Причина? Веб — это чрезвычайно конкурентная среда, пользователи не собираются тратить свое время и силы на борьбу с сайтом, который не уважает их право на простоту. Рядом всегда есть другой сайт, на который можно быстро перейти.

Равновесие между двумя сторонами

Как защитник прав пользователей вы должны освоить обе стороны юзабилити: научную и идеологическую. Каждая сторона требует своего подхода в освоении.

С научной стороны, вы должны быть неуступчивым и всегда сообщать правду, какой бы неприятной она не было. Если что-то в дизайне срабатывает, сообщите об этом. Если что-то заставит пользователя покинуть сайт, так и скажите. Улучшить качество дизайна можно лишь в том случае, если решения основаны на фактах, и каждый член вашей команды должен знать об этих фактах.

В противоположность этому, если мы рассматриваем юзабилити как идеологию, вы должны быть склонны к компромиссам. Иногда приходится принимать такие решения, которые снижают качество дизайна, либо потому, что нет времени, денег, или потому, что что-то нельзя совместить с другим. Разумеется менеджер проекта может принять оправданное компромиссное решение только в том случае, если ему известны факты о том, какие элементы дизайна работают, а какие — нет. Эти факты ему даст ваш научный подход.

Всякий раз собираясь вместе участники проекта почему-то забывают позвать того самого бедного пользователя, которому придется работать с плодами их деятельности. Часто в комнате единственным защитником этого бедняги является специалист по юзабилити. Именно поэтому, вы со своей стороны просто обязаны указывать на важность юзабилити, выдавать голые факты и цифры, отстаивая идеологию и права пользователей.

Usability: Empiricism or Ideology? (June 27, 2005) Автор: 2005.06.27 Якоб Нильсен

Рекомендуемая литература

Вэб-дизайн Джеймса ГарретаВеб-дизайн: Джесс Гарретт. Элементы опыта взаимодействия. Издание Символ-Плюс, апрель 2008, 192 c.

Оригинал: The Elements of User Experience: User-Centered Design for the Web (VOICES) by Jesse James Garrett (2003).

Книга Джесса Гарретта раскрывает сложную тему веб-дизайна, ориентированного на пользователя, при помощи понятных объяснений и четких иллюстраций, сосредоточиваясь на общих идеях, а не на инструментах и технических приемах. Автор описывает полную картину разработки опыта взаимодействия на веб-сайте – от стратегии и требований к контенту до информационной архитектуры и визуального дизайна. Эта вводная информация позволит любой команде веб-разработчиков, независимо от ее размера, спроектировать успешное взаимодействие пользователя с сайтом..

Prioritizing Web Usability by Jakob Nielsen, Hoa Loranger.gifЯкоб Нильсен, Хоа Лоранжер. Web-дизайн: удобство использования веб-сайтов (юзабилити), 368 стр., с ил.; ISBN 978-5-8459-1222-0, 0-321-35031-6; Вильямс.

Оригинал: Prioritizing Web Usability by Jakob Nielsen, Hoa Loranger.

В книге рассмотрены юзабилити-принципы создания Web-сайтов, простых в работе и удобных в использовании. Рекомендации авторов книги основаны на их опыте и множестве проведенных исследований с участием тысяч пользователей. В книге подробно изучаются особенности взаимодействия пользователей с различными элементами Web-сайтов.

Читатели узнают:
каким образом лучше всего оформить меню Web-сайта,
системы поиска и навигации,
как улучшить скорость их загрузки,
как применять Flash и мультимедийные технологии,
как писать тексты для Web и многое другое.

Don't Make Me Think, Second Edition.gifВеб-дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!». 2-е издание.

Оригинал: «Don’t Make Me Think, Second Edition» ISBN 0-321-34475-8 язык: английский год издания: 2006.

Издание адресовано специалистам-практикам – дизайнерам, программистам, вебмастерам, менеджерам, маркетологам, но не меньшую пользу извлекут из этого руководства и те, кто платят им деньги. Судьба современной крупной (и не только!) компании во многом зависит от привлекательности, доступности и полезности ее сайта. Однако топ-менеджеры не всегда достаточно компетентны в вопросах юзабилити, которые в последнее время приобрели решающее значение. Стив добавил три главы, выдержав их в том же иронически-юмористическом ключе, и изложил в них свое понимание предмета и практические рекомендации, адресованные в равной степени и новичкам, и ветеранам.

About Face 3 The Essentials of Interaction DesignАлан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. About Face 3: The Essentials of Interaction Design. Издательство: Символ-Плюс, 2009 г. ISBN 978-5-93286-132-5, 978- 0-470-08411-3.

Книга адресована всем специалистам, по роду деятельности соприкасающимся с процессом создания цифровых продуктов. Проектировщикам взаимодействия и дизайнерам интерфейсов она послужит настольным справочником по организации процесса и повседневным подручным инструментарием.

Авторы полностью обновленного издания, признанные мировые эксперты в вопросах создания интерфейсов, детально описывают разработанный в компании Cooper и примененный во множестве проектов целостный подход к проектированию взаимодействия, ориентированный на цели пользователя. Отличительной чертой книги является ее практическая направленность — значительную часть издания занимает подробный разбор принципов и шаблонов проектирования взаимодействия. Большое внимание уделено новым информационным средам: веб-приложениям, мобильным приложениям, киоскам и т. п.

 


Видео

Веб-аналитика в Я.Метрике

Каким должен быть сайт...

Алгоритм Яндекс Минусинск

Яндекс Вебмастер

Google Search Console

+7 (915) 184-37-80
consultart@mail.ru