Cosultart banner

Главная > Библиотека > Эффективное снижение издержек (ч. 1)  

Алгоритм «Королёв»

«Яндекс» запустил новый алгоритм поиска — «Королев». Подробнее

Оптимизация Google

Google отказался от функции «живого поиска», Подробнее

Виртуальные помощники

Искусственный интеллект может изменить способы ведения бизнеса. Подробнее

Kaspersky Security Bulletin

В наши дни целевые атаки стали неотъемлемой частью ландшафта угроз. Подробнее

 

Эффективное снижение издержек (ч. 1)

 
 

Ernst and YoungСокращение затрат всегда являлось одной из важнейших стратегических задач для большинства компаний, однако в условиях экономического кризиса ей уделяется особое внимание.

Согласно данным опроса руководителей крупных международных компаний, проблема сокращения расходов никогда не теряла своей актуальности, но 70% компаний не увидели положительных результатов от снижения затрат в течение трехлетнего периода.
Наибольшую трудность представляет собой определение направлений, по которым следует сосредоточить усилия, а также разработка и управление программой сокращения затрат, направленной на долгосрочные результаты. Не менее сложной является и проблема сохранения прибыльности компании в долгосрочной перспективе.

В июле 2007 и 2008 годов мы провели опрос среди руководителей высшего звена и членов советов директоров совместно с Economist Intelligence Unit с целью выяснить, как они понимают роль главного финансового директора, а также какие меры принимаются компаниями по преодолению последствий экономического спада. Участники опроса в равном соотношении представляли американские, европейские и азиатские компании с оборотом от 1 млрд. долларов США. В опросе участвовали компании, осуществляющие деятельность в различных отраслях экономики, однако значительное число респондентов представляли сектор финансовых услуг.
Как показали результаты опроса, еще до начала экономического спада крупные компании внедряли инициативы по снижению затрат. В 2007 году об этом заявила почти половина опрошенных, которые отметили, что данные инициативы проводились применительно ко всем подразделениям компании.
Сегодня проблеме сокращения затрат уделяется повышенное внимание, поскольку многие компании считают сложившуюся ситуацию катастрофической. Сложнее стало получить кредиты, наблюдается потеря доверия участников рынка друг к другу, потребители сокращают затраты, ограничены возможности для роста компаний. В целом ситуация утратила стабильность.
И хотя не все компании переживают спад (некоторые считают, что спад затронет только определенные рынки), большинство из них начинают принимать меры по обеспечению нормального функционирования своего бизнеса в ухудшающихся экономических условиях.
Сложнее всего определить точный план действий. Большинство компаний предпринимают все возможные шаги в области оптимизации операционной деятельности и сокращения затрат. Однако есть множество путей достижения этих целей. То, что подойдет для одной компании, может быть совершенно не приемлемо для другой, поэтому многие руководители не уверены, смогут ли они сделать правильный выбор и внести необходимые изменения в деятельность своих компаний.

За истекший период (с июля 2007 по июль 2008 года) увеличение общих доходов отметили более двух третей опрошенных; более половины респондентов указали на повышение прибыльности компаний и возникновение новых возможностей для развития бизнеса. На первый взгляд, оба эти фактора свидетельствуют о том, что подавляющее большинство компаний игнорировали прогнозы о приближении экономических трудностей, которые они как раз испытывают в настоящее время. Однако мы полагаем, что эта тенденция указывает на важный переходный этап, который компании прошли за данный период времени. Одна компания из четырех ощутила снижение доходов, более трети компаний отметили уменьшение прибыльности, а более половины указали на потерю уверенности и падение цен на акции. Таким образом, в компаниях наблюдалось либо улучшение, либо ухудшение финансового положения, при этом стабильность отметили лишь несколько респондентов.

Другие данные исследования свидетельствуют о том, что многие руководители избрали более осторожную тактику ведения бизнеса: четверть опрошенных не смогли обеспечить достижение стратегических целей и осуществить инвестиции на новых рынках. Почти треть респондентов отметили снижение способности вкладывать средства в сделки слияний и поглощений, а также в новые инвестиционные программы.
Более трети опрошенных заявили о затрудненном доступе к кредитным ресурсам или рынкам капитала.
Данная ситуация свидетельствует о том, что несмотря на кратковременные благоприятные изменения, ситуация, в целом, ухудшилась. Правда, не для всех компаний: для некоторых фирм в ситуации экономического спада кроются значительные, но, скорее всего, кратковременные преимущества. Возможно, что сейчас начинается процесс «отсева», после которого станет ясно, какие компании благополучно преодолеют кризис, а для каких начнется процесс стагнации и упадка.

Компании четко осознали происходящие в экономической ситуации изменения и, оценив их влияние на свой бизнес, незамедлительно отреагировали на них. Наибольшее внимание компании стали уделять таким аспектам, как эффективность операционной деятельности, оптимизация доходов, сокращение затрат и управление движением денежных средств. Здравый смысл подсказывает, что когда компании переживают нелегкие времена, им необходимо сосредоточить усилия именно на этих областях. В действительности, если компаниям, которые уже давно были заняты проблемой повышения эффективности деятельности, удалось сократить операционные издержки, то это может в какой-то мере объяснить повышение их прибыльности за указанный период времени.

По мнению участников опроса, чтобы помочь своей компании выжить в текущей экономической ситуации, которая сопровождается растущей необходимостью сокращения затрат и оптимизации доходов, следует перераспределить усилия и принять определенные меры для обеспечения нормального функционирования бизнеса.
Поскольку проблема сокращения затрат стала особенно важной в текущей ситуации, то меры, потенциально направленные на решение этой задачи (такие как мониторинг инвестиционных программ и оптимизация клиентского портфеля), также станут приоритетными и будут приниматься двумя третями опрошенных.

Так кто же отвечает за внедрение инициатив по сокращению затрат?

Участники исследования 2007 года среди инициаторов мер по сокращению затрат чаще всего называли финансового директора, хотя почти так же часто упоминался и руководитель компании. В качестве третьего варианта ответа называлась совместная ответственность на уровне совета директоров.
Почему именно финансовый директор обычно руководит данными мероприятиями? Возможно, потому что у финансового директора предполагается наличие соответствующего финансового опыта, который позволяет ему использовать процессы бюджетирования и прогнозирования для обеспечения более экономичного функционирования компании.
Поскольку он не вмешивается в операционную деятельность, финансовый директор воспринимается как сотрудник, способный непредвзято и объективно оценивать инициативы по снижению затрат. Тем не менее, почти треть участников исследования заявили, что финансовый директор имеет недостаточно полное представление об общих задачах и проблемах компании и не принимает непосредственного участия в реализации ее стратегических целей. Остается неясным, сохранится ли такое положение вещей и в нынешнем году, однако, вероятнее всего, более важную роль в сложившейся экономической обстановке будут играть руководитель компании и члены советов директоров.
Имеются ли в наличии необходимые инструменты и ресурсы?
Основной проблемой при внедрении мер по сокращению затрат является их соответствие избранной стратегии развития бизнеса. Данная задача становится особенно актуальной в текущей ситуации, когда некоторые компании вынуждены принимать чрезвычайные меры для преодоления последствий экономического спада. Здесь таится опасность того, что в рамках предлагаемых мер по оптимизации расходов при отсутствии четкой картины финансовых и нефинансовых составляющих деятельности компании можно неверно оценить влияние сокращения затрат на такие аспекты, как, например, деловая репутация. Это может поставить компанию в более рискованное положение по сравнению с конкурентами на рынке и, в конечном итоге, снизить ее доходность.

Принимаются ли необходимые меры для получения долгосрочных положительных результатов?
Если у руководителей компании нет адекватных средств для анализа эффективности программы по сокращению затрат, а именно набора сравнительных контрольных показателей, то каким образом они смогут оценить полученные результаты и выявить отклонения ? По данным нашего исследования за 2007 год, более 40% опрошенных признались, что их компания не приложила усилий для определения сравнительных контрольных показателей для того, чтобы установить цели мероприятий по сокращению затрат. Кроме того, половина из них заявили, что не собираются менять данную тактику в будущем.
В компаниях, где использовались сравнительные показатели, 42% респондентов указали, что набор показателей разрабатывался компанией самостоятельно. И менее половины респондентов отметили, что использовали рыночные данные.
Именно неспособность компаний адекватно оценивать эффективность принятых мер по снижению затрат приводила к тому, что эти инициативы не имели успеха. В действительности, многие программы не приводят к ожидаемым результатам.
Наш собственный анализ показателей деятельности после внедрения мер по сокращению затрат в 115 крупных публичных компаниях продемонстрировал, что в 37% организаций показатели затрат даже ухудшились в первый год после внедрения данной инициативы, а 70% компаний не почувствовали улучшения в результате сокращения затрат в течение трехлетнего периода.

По матриалам исследований международной компании Ernst & Young.

 


Видео

Веб-аналитика в Я.Метрике

Каким должен быть сайт...

Алгоритм Яндекс Минусинск

Яндекс Вебмастер

Google Search Console

+7 (915) 184-37-80
consultart@mail.ru